НЕФТЬ - ВСЕМУ ГОЛОВА

PDF
Печать
E-mail
Автор: Administrator
10.06.2010 20:18

 

Нефтепродукты — смеси углеводородов, а также индивидуальные химические соединения, получаемые из нефти и нефтяных газов. К нефтепродуктам относятся различные виды топлива:

ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО

КЕРОСИН

БЕНЗИН

МАЗУТ

БИТУМ

и др., а также смазочные материалы, электроизоляционные среды, растворители, нефтехимическое сырьё. Нефтепродукты получаются в результате химического процесса — перегонки нефти, от которой при разных температурах отделяются вещества (отгоны) в парообразном состоянии. Перегонка нефти может осуществляться, например, при помощи ректификационной колонны.

Нефтяные масла-тяжелые дистиллятные и остаточные фракции нефти, подвергнутые спец. очистке. Подразделяются на смазочные масла и масла спец. назначения. Последние используют для технол. целей и при эксплуатации механизмов. К ним относят: электроизоляционные-трансформаторные, конденсаторные, кабельные; для гидравлич. систем; для технол. целей-закалочные и поглотит. жидкости, мягчители и т.п.; для фармакопеи и парфюмерии (белые масла).

В качестве р-рителей используют узкие бензиновые и керосиновые фракции, полученные прямой перегонкой нефти. Р-рители применяют в резиновой пром-сти, для приготовления клея, экстрагирования масел из семян и жмыхов, изготовления лаков и красок, при получении поливинил-хлорида и т.д. Осветит. керосины -прямогонные керосиновые фракции, применяемые в осветит. и калильных лампах и как бытовое топливо.

К твердым углеводородам относят парафин, церезин и озокерит и их смеси с маслами.

Битумы представляют собой твердые или вязкие жидкие в-ва, получаемые из остаточных продуктов нефтепереработки (из остатков после перегонки смолистых нефтей, из гудронов и др.).

Прочие нефтепродукты включают: кокс нефтяной, пластичные смазки, углерод технический, получаемые при пиролизе или катали-тич. риформинге ароматич. углеводороды (бензол, толуол, ксилолы и др.), а также асидол (в т.ч. мылонафт), разл. фракции перегонки нефти и продукты их переработки (в частности, алкилат, нефтяные смолы)и др.

Обычно различают светлые и темные нефтепродукты. К первым относят авиа- и автобензины, бензины-растворители, авиакеросин, осветит. керосины, дизельные топлива, к последним -мазут, а также получаемые в результате его перегонки дистиллятные масла и гудрон.

Часть товарных нефтепродуктов вырабатывают непосредственно из нефти или разл. нефтяных фракций и остатков; многие нефтепродукты (напр., авто- и авиабензины, котельные топлива, масла) получают смешением (компаундированием) отдельных компонентов-продуктов переработки нефти. Смешение компонентов позволяет производить товарный продукт необходимого качества и при этом рационально использовать св-ва каждого компонента.

Для оценки качества нефтепродуктов определяют ряд их физ.-хим. св-в.

К числу важнейших физ. св-в относят: вязкость (см. Вискозиметрия), плотность (см. Плотномеры)и фракционный состав. Для установления последнего нефтепродукты перегоняют со строго определенной скоростью из колбы стандартных форм и размеров. Фракционный состав представляют в виде зависимости между т-рой паров нефтепродуктов в колбе и кол-вом конденсата (нефтепродукты, сконденсировавшегося в холодильнике и собранного в приемнике). Для бензинов обычно приводят пять точек: т-ру начала кипения и т-ры выкипания 10%, 50%, 90% и 97,5% топлива. Для нек-рых других нефтепродуктов, напр. дизельных топлив, часто указывают кол-во в-ва, выкипающего до определенной заданной т-ры, напр. до 360 °С Фракционный состав масел обычно определяют при пониж. давлениивакууме) во избежание разложения высококипящих фракций при т-рах их кипения.

Измеряют также давление (упругость) паров (гл. обр. для бензинов) в стальной бомбе при соотношении объемов жидкой и паровой фаз 1:4 при 38 °С. Обычно в техн. условиях ограничивают верх. значение давления паров, как меру предотвращения образования "паровых пробок" в топливной системе двигателя.

Определяют т-ру помутнения (для моторных топлив), при к-рой из топлива начинают выделяться кристаллы высокоплавких углеводородов или воды; т-ру застывания (для масел, остаточных котельных топлив, дизельных и реактивных топлив и авиабензинов), при к-рой нефтепродукт в условиях опыта загустевает настолько, что уровень его в пробирке остается неподвижным в течение 1 мин при наклоне под углом 45o; т-ру вспышки (см. Пожарная опасность); т-ру воспламенения (см. Воспламенение); т-ру плавления твердых нефтепродуктов (парафина, озокерита и др.), к-рая соответствует моменту полного затвердевания (кристаллизации) предварительно расплавленного продукта.

Цвет характеризует качество очистки нефтепродуктов от смолистых и др. окрашенных в-в; при этом цвет нефтепродуктов сравнивают с цветом спец. окрашенных стекол.

Дуктильность, или растяжимость, битумов характеризует их способность растягиваться, не обрываясь, в тонкие нити под влиянием приложенной силы; определяется в спец. приборе (дуктилометре) путем растягивания образца битума стандартной формы с определенной скоростью при 25 °С.

К важнейшим хим. св-вам нефтепродуктов относят: содержание серы, смол, парафина, орг. к-т и нек-рые др. показатели.

Содержание серы определяют неск. способами. Для светлых нефтепродуктов наиб. распространен т.наз. ламповый метод: навеска нефтепродукта сжигается в лампочке известной массы; продукты сгорания поглощаются титрованным р-ром NaHCO3, избыток к-рого оттитровывают р-ром НСl. Метод иногда используют и для темных нефтепродуктов, к-рые предварительно разбавляют к.-л. легким нефтепродуктом с известным содержанием серы. Чаще навеску темного нефтепродукта сжигают в калориметрич. бомбе в атмосфере О2 и кол-во образовавшихся ионов SO42- определяют гравиметрически после осаждения их хлоридом Ва. Присутствие в нефтепродуктах агрессивных сернистых соед., в частности элементной серы и меркаптанов, обнаруживают по изменению цвета медной пластинки после контакта ее с испытуемым нефтепродуктом. Иногда пользуются т. наз. докторской пробой, когда наблюдают изменение цвета элементной серы под влиянием продуктов взаимод. с Na2PbO2 меркаптанов и H2S, имеющихся в нефтепродукте.

Содержание смол устанавливают, выделяя их из нефтепродуктов адсорбцией на к.-л. твердом адсорбенте (чаще всего на силика-геле) с послед. десорбцией подходящим экстрагентом, напр. смесью этанола с бензолом. В нек-рых маслах и тяжелых остаточных топливах определяют т. наз. акцизные смолы-в-ва, способные реагировать с конц. H2SO4 в строго регла-ментир. условиях опыта. В бензинах, реактивных и дизельных топливах определяют кол-во т. наз. фактических смол, для чего навеску топлива испаряют в струе воздуха или водяного пара, а остаток взвешивают.

Содержание парафина устанавливают след. образом: навеску нефтепродукта растворяют в подходящем р-рителе, напр. в бензине, р-р охлаждают до т-ры от — 20 до — 40 °С и осаждают твердые углеводороды этанолом или пропанолом. Осадок отделяют на фильтре, охлаждаемом до заданной т-ры, промывают смесью этанола с бензином для удаления масла и растворяют в петролейном эфире. Последний отгоняют и остаток взвешивают.

О содержании орг. к-т судят по величине кислотного числа или кислотности-массе КОН (мг), необходимого для нейтрализации соотв. 1 г или 100 мл нефтепродукта.

Устойчивость к окислению бензинов и нек-рых др. продуктов характеризуют величиной индукц. периода-интервалом времени, в течение к-рого испытуемый нефтепродукт, находящийся в атмосфере О2 под давлением 0,7 МПа при 100 °С, практически не окисляется. Устойчивость к окислению нек-рых реактивных топлив оценивают по кол-ву осадка, образующегося при жидкофазном окислении его в спец. приборе в течение 4 ч при 150°С, моторных масел-по изменению мех. св-в тонкой пленки масла, находящегося на металлич. пов-сти в контакте с воздухом при 260 °С.

Коррозионную активность масел оценивают по изменению массы (г/м2) металлич. пластинки при воздействии на нее в течение 50 ч нагретого до 140°С испытуемого масла, слой к-рого периодически соприкасается с кислородом воздуха. О коррозионных св-вах топлив судят обычно по наличию или отсутствию в них активных сернистых соед., что устанавливают с помощью медной пластинки.

Коксуемость-способность нефтепродукта образовывать углистый остаток (кокс) при испарении нефтепродукта в стандартном приборе и в строго определенных условиях нагрева; определяется гл. обр. для моторных и цилиндровых масел, тяжелых остаточных топлив, 10%-ного остатка от перегонки дизельных топлив, а также для сырья процессов каталитич. и термич. крекинга, произ-ва нефтяных коксов и битумов и др. (см. Коксовое число).

Высота некоптящего пламени характеризует осветит. и нагреват. способность светлых нефтепродуктов (осветит. керосинов, реактивных и дизельных топлив) при сжигании их в лампах, нагреват. приборах и т.д. Этот показатель зависит от группового хим. состава нефтепродуктов и прежде всего от содержания ароматич. углеводородов. Испытуемый образец сжигают в лампе спец. конструкции и измеряют макс. высоту некоптящего пламени.

Имеется также ряд показателей, определяющих потребит. св-ва нефтепродуктов. К ним относят, в частности, показатели детонац. стойкости бензинов (октановое число)и воспламеняемости дизельных топлив (цетановое число).

Лит.: Папок К. К., Рагозин Н. А., Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям, 4 изд., М., 1975; Товарные нефтепродукты, свойства и применение, 2 изд., М., 1978. M. Я. Конь.

http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2/2863.html

Нефтепродукты, смеси углеводородов и некоторых их производных, а также индивидуальные химические соединения, получаемые при переработке нефти и используемые в качестве топлив, смазочных материалов, электроизоляционных сред, растворителей, дорожных покрытий, нефтехимического сырья и для других целей. Значительная часть Нефтепродукты представляет собой смеси отдельных углеводородных компонентов, содержащие различные добавки и присадки, улучшающие свойства Нефтепродукты и повышающие стабильность их эксплуатационных характеристик. Химические превращения, лежащие в основе процессов получения Нефтепродукты, подробно рассматриваются в ст. Нефтехимический синтез.

Топлива (газообразные и жидкие) составляют одну из главных групп Нефтепродукты К ним относятся различные продукты переработки газов нефтяных попутных (газовый бензин - компонент автомобильных бензинов, пропан-бутановая фракция - моторное топливо и топливо коммунально-бытового назначения, изобутан - сырьё для получения высокооктановых компонентов моторных топлив), газы нефтепереработки, бензин, керосин, мазут. Основное количество нефтяных топлив составляет моторное топливо, применяемое в двигателях внутреннего сгорания (поршневых, реактивных, газотурбинных). Эта обширная группа составляет около 63% от всех Нефтепродукты Для получения моторного топлива используют в основном продукты прямой перегонки нефти (бензиновые, лигроиновые, керосино-газойлевые и др. фракции), а также продукты вторичных процессов переработки нефти (например, каталитический крекинг). Все нефтяные топлива, кроме котельного (в качестве которого используется мазут), подвергаются очистке (см. Очистка нефтепродуктов).
Важнейшей эксплуатационной характеристикой нефтяных топлив является теплотворная способность. Бензин обладает высокой стойкостью к детонации, дизельное топливо - хорошей воспламеняемостью; то и другое топливо имеет достаточно низкую температуру застывания (и помутнения) в соответствии с условиями и районом применения. Необходимые эксплуатационные качества топлив обеспечиваются тщательным подбором компонентов и присадок.
Масла нефтяные составляют вторую по объёму и значению группу Нефтепродукты Это главным образом смазочные масла. Важную группу масел представляют электроизоляционные масла и технологические масла. Получают масла в основном вакуумной перегонкой мазута и деасфальтизацией масляных гудронов (тяжёлых остатков от перегонки нефти). Важнейшими показателями эксплуатационных свойств масел являются вязкость, индекс вязкости, стабильность против окисления, смазочная способность, температура вспышки и застывания.

К смазочным материалам на основе Нефтепродукты относятся также пластичные смазки и смазочно-охлаждающие жидкости. Первые представляют собой смеси нефтяных (иногда синтетических) масел с различными загустителями и применяются в узлах трения, работающих в широком диапазоне температур и скоростей, для продолжительной консервации металлоизделий и в др. случаях. Смазочно-охлаждающие жидкости - это нефтяные масла или пасты, активированные поверхностно-активными веществами (эмульсол, сульфофрезол, эмульгирующие пасты и др.) и используемые при обработке металлов резанием и давлением.

Нефтяные технические битумы составляют третью по объёму производства группу товарных Нефтепродукты, имеющих широкое применение в народном хозяйстве: дорожные, строительные битумы и др. Технические битумы получают концентрацией (вакуумной перегонкой) и окислением (продувкой воздухом) остатков от перегонки нефти, содержащих большое количество асфальтово-смолистых и тяжёлых гетероциклических соединений.

Значительную группу Нефтепродукты составляют так называемые твёрдые углеводороды: парафины, церезины, вазелины, петролатумы, озокериты и др. Их получают разделением и очисткой продуктов, выделяемых при депарафинизации нефтяных фракций, а также путём переработки природных озокеритов. Используют твёрдые углеводороды в медицине, пищевой, электротехнической, бумажной, резиновой промышленности, для производства пластичных смазок и др. целей.

Товарными Нефтепродукты являются также различные растворители, нефтяной кокс, сажа, деэмульгаторы и пр.

Нефтепродукты , получаемые путём разделения фракций пиролиза нефти (бензол, толуол, ксилол, нафталин, зелёное масло и др.), применяются в основном как нефтехимическое сырьё. В качестве химического сырья используются также газы нефтепереработки и многие др. продукты термической и каталитической переработки нефти.

Лит.: Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. Нефтепродукты Г. Пучкова, М., 1971; Нефтепродукты, [ч. 1-2], М., 1970.

Нефтепродукты Г. Пучков.

http://bse.sci-lib.com/article081479.html

Транспорт нефтепродуктов

  • Нефтепродукты транспорируют наливом и затаренные.
  • Наливом транспортируют следующие продукты:
  • Сжиженные углеводородные газы, такие как смеси пропан-бутана в специализированных вагонах-цистернах под давлением.
  • Автомобильный бензин, дизельное топливо и авиационный керосин перевозят железнодорожным, трубопроводным, автомобильным и водным транспортом, а также смешанными видами транспорта. Трубопроводы, осуществляющие транспортировку нефтепродуктов, называют также продуктопроводами. В РФ оператором основных продуктопроводов является ОАО АК Транснефтепродукт.
  • Нафту и Остаточные нефтяные топлива в основном транспорируют железнодорожным и водным транспортом.
  • В таре транспортируют, например Смазочные масла.

 

Обновлено ( 02.12.2010 23:28 )

Статистика

Сотрудничество

Наша компания заинтересована в новых надежных партнерах, у нас есть взаимовыгодные предложения по сотрудничеству к посредникам и продавцам - об этом читайте в разделе СОТРУДНИЧЕСТВО. Также Вы получите полную информацию о нашей фирме и как с нами можно связаться!